AModern.RU - современное искусство, собрание сочинений


СОЗДАНИЕ В ПАРИЖЕ «МУЗЕЯ ВЗГЛЯДА НА ИНАКОЕ»: МУЗЕЯ НА НАБЕРЕЖНОЙ БРАНЛИ - произведения искусства и культуры Африки, Азии, Океании и обеих Америк

7.06.2006
 
Появление музея — это всегда большое событие. Но в отношении уже ставшего знаменитым «Музея на набережной Бранли»  в Париже - речь идет уже не просто о единичном событии, а о целом ряде событий.

В самом сердце Парижа будут представлены произведения искусства и культуры Африки, Азии, Океании и обеих Америк в составе великолепных коллекций, возведенных в ранг сокровищ внеевропейского мира.

Появление подобного музея, несомненно, событие прежде всего музеографическое.

Но в то же время и историческое, поскольку эти «далекие», не западные культуры, которые так долго недооценивались, даже презирались, или рассматривались как некая любопытная экзотика, приобретают собственное пространство, где «в полной мере сможет проявиться вся их глубина и утонченность».

И, наконец, это событие архитектурное — впечатляющий комплекс зданий общей площадью 40 000 м2, построенный Жаном Нувелем, призван стать «музеем в лесу».

Музей на набережной Бранли, уже названный «музеем взгляда на инакое», возник благодаря желанию президента Жака Ширака «вернуть так долго недооцениваемым искусствам и культурам их законное место», в надежде, что он станет также «стимулом для примирения, свидетельством полного равенства достоинств культур и людей».

Первым этапом этого мероприятия стало открытие в апреле 2000 года отдела искусств Африки, Азии, Океании и Америк в Павильоне Сессий Лувра — бывшего до сих пор «храмом» западного искусства.

В экспозиции представлены 120 замечательных предметов, отобранных страстным поклонником и специалистом примитивных искусств Жаком Кершашем, который, как и президент Республики, был убежден, что «ни в культурах, ни в искусствах иерархии нет». Жак Кершаш, автор выпущенного в 1990 году манифеста «Мировые шедевры рождаются свободными и равноправными», умер в 2001 году, за пять лет до запланированного открытия музея, читальный зал которого будет носить его имя.

До сих пор окруженный тайной музей, спроектированный архитектором Жаном Нувелем как «здание, которое станет скорее домом для этих различных искусств, чем образцом западной архитектуры, которое сливается с пейзажем так, что зрителю приходится сначала открыть его для себя», возник на берегу Сены у подножия Эйфелевой башни, на последнем свободном для застройки большом участке в центре Парижа площадью в 25 000 м2.

Главное здание, в котором будут выставляться коллекции из Лаборатории этнографии музея Человека и бывшего музея Искусств Африки и Океании (т. е. 300 000 предметов), представляет собой нечто вроде длинного перехода на сваях, нависающего над садом площадью 18 000 м2, 180 деревьев которого (более 15 метров высотой) скроют его из вида. Эстакада ведет к сердцу музея, к «залу основных коллекций» (6 500 м2), где будет представлена постоянная экспозиция из 3 500 произведений с тематическими пояснениями.

Под временные выставки, которые планируется проводить около десяти раз в год, отведена площадь в 2000 м2. Кроме того, имеются выходящая на «зеленый лес» аудитория на 500 мест, кинозал на 120 мест, а также учебно-исследовательская медиатека на 180 мест, с фондом в 250 000 единиц на различных носителях, среди которых 25 000 в свободном доступе, оборудованная по последнему слову мультимедийных технологий… и панорамный ресторан!

Музей был задуман как культурное учреждение нового типа с двойной задачей: хранение и выставление коллекций, а также развитие исследования и образования. В нем будут регулярно проводиться спектакли (искусства сцены, театра, танца, музыки) в тематической связи с представленными экспозициями, которые будут содействовать созданию уютной атмосферы «культурного городка» не-западных искусств, посвященного внеевропейским народам и призванного стать для посетителей лучшим местом для встреч и общения между культурами, цивилизациями и людьми.

Параллельно со строительством зданий в течение трех лет проводилась беспрецедентная в истории французских государственных коллекций кампания по проведению профилактических мер для сохранения экспонатов.

Она включала в себя обеззараживание, очищение, восстановление, идентификацию, инвентаризацию и фотографирование каждого из 300 000 экспонатов, перевезенных на набережную Бранли, начиная с самого неприметного предмета обихода и заканчивая самой роскошной скульптурой, драгоценностями и оружием.

Вся информация и фотографии экспонатов будут доступны в Интернете.

Когда пришло время расстановки экспонатов, в музее их уже ожидал необычный охранник: огромный мегалит красного вулканического камня в виде лиры, привезенный из Сенегала. В течение сорока лет он нес караул перед Музеем искусства стран Африки и Океании. Высотой 2,40 метра, шириной 1,60 метра и весом около 6 тонн, он не смог бы пройти через двери или окна законченного здания, поэтому, тщательно упакованного в контейнер, его опустили внутрь музея подъемным краном до начала возведения крыши-терассы.

Этот великан будет стоять у входа в отдел Африканских искусств, где конкуренцию ему вскоре составит великолепная деревянная статуя из Дьенна (XI или XII века), подаренная музею компанией «AХА» и являющаяся шедевром искусства народности догон республики Мали.

Сейчас к перенесенным в музей экспонатам добавились многочисленные подарки и некоторые новые приобретения. Например, коллекция украшений и этнических драгоценностей стран Юго-Восточной Азии, уникальная по своим масштабам и качеству исполнения, была подарена парой страстных коллекционеров из Швейцарии, Моникой и Жан-Полем Барбье-Мюелле, которые сами возглавляют один из музеев.

Современное творчество также отразилось на облике музея: для росписи фасада и потолков одного из зданий музея были приглашены восемь австралийских аборигенов-художников, продолживших тем самым духовное наследие тысячелетнего искусства наскальной живописи и рисунков на древесной коре, напоминающих «Время сновидений», время истоков мира.

Среди уникальных достопримечательностей музея самая большая в мире растительная стена, на вертикальной поверхности которой, без почвы, будут произрастать 15 000 растений и папоротников; коробки разного размера, расположенные на наружной стене главного здания и служащие нишами для экспонатов; стеклянный бункер диаметром 16 м для коллекций из 9000 музыкальных инструментов.

Клодин Канетти




VI Международный Фестиваль Монотипии - Москва, Хельсинки, Санкт-Петербург



AModern.ru - современное искусство
Собрание сочинений, выставки, музеи, фестивали, праздники
При цитировании материалов ресурса ссылка на сайт обязательна.
Copyright 2006-2024, info@amodern.ru