AModern.RU - современное искусство, собрание сочинений


1-я петербургская биеннале современного искусства 2006

29.04.2006
 
1-я петербургская биеннале современного искусства 2006 - экспериментальный проект исследования современной художественной среды пройдет в августе-сентябре 2006 года в Санкт-Петербурге.

Биеннале представляет собой первую в Санкт-Петербурге попытку представления картины кураторской активности в области современного искусства и форм теоретической рефлексии над ней.

Новизна проекта заключается в стремлении осмыслить и продемонстрировать влияние кураторской воли на формирование современной художественной жизни города. В современной культуре кураторская активность выступает концептуальным базисом визуального искусства, находящегося в ситуации смены парадигм.

Деятельность куратора предполагает совмещение позиций инициатора, организатора и вдохновителя художественного процесса, являя в целом принципиально иную по отношению к традиционной форму авторского присутствия в искусстве.

Основная задача биеннале — формирование диалогового пространства современной художественной жизни Петербурга, отвечающего последним тенденциям развития мирового искусства.

Биеннале предполагает объединение в экспериментальном проекте художников и ученых, практиков и теоретиков современного искусства, представителей сложившихся институций и независимых авторов и исследователей, носителей классического художественного мировоззрения и апологетов неклассического искусства и опытов его интерпретации.

Биеннале представляет собой серию взаимосвязанных художественных и научных событий.

Научная составляющая будет включать открытые лекции, презентации кураторских проектов, семинары, направленные на обсуждение актуальных проблем развития художественной культуры современности.

Художественная часть биеннале предполагает параллельное проведение конкурсной и внеконкурсной программ.

Приоритет отдается практическим и теоретическим исследованиям в области визуальных искусств и синтетических форм художественного высказывания (живопись, скульптура, графика, арт-дизайн, интермедиальные формы искусства: хэппенинг, перформанс, инсталляция, искусство объекта, лэнд-арт, видео- и медиа-арт).

Базовая концепция биеннале

Современное искусство вступило в новую фазу развития. Художественные традиции ХX века все ощутимей становятся историей. Основой проблемой художественной практики второй половины ХХ века было размышление о границах искусства.

Сегодня мы живем с ответом, полученным в эпоху, отошедшую в прошлое. На вопрос «Что есть искусство?» ХХ веку ответить удалось. Без ответа остался другой — «Что делает его возможным?» Механизмы художественного творчества, закономерности эстетического и всеэстетического восприятия сегодня туманны как никогда. Культурный портрет эпохи еще только пишется, история творится «между эпохами».

В начале ХХI века интересно получить ответ уже не на вопрос о границах и логике искусства, но о координатах чувственности, эту логику скрепляющей. Современному искусству снова интересен человек, причем человек «по обе стороны холста».

Упраздненная неоавангардом граница искусства создала вокруг холста — символа традиционной художественности — пустое пространство. В это пространство начинает активно проникать жизнь. Отделившись от стены, холст исчезает совсем. Вместе с ним исчезает модернистский автор, постпросвещенческий творец-демиург.

В пустоте, наступившей за классикой и модернизмом, остаются художник и зритель, один на один, без успокаивающей ширмы холста. Объявленная смерть искусства коснулась категорий классической эстетики: произведения, творчества, идеала прекрасного, но не затронула того, что обеспечивает их реальное функционирование — живых, вписанных в историю художника и зрителя. Конец эпохи позволил человеческому фактору по-новому заявить о себе.

Сегодня нас опять интересует материал искусства, технология творчества и стратегия художественного восприятия. Никогда еще в искусстве не существовало такого разнообразия форм высказывания, противостоящих классическим.

При этом классические приемы не только не уходят в прошлое, но претендуют на создание специфического камертона актуальным высказываниям. Холст существует как «память искусства», выступая прочным носителем структур диалога, завязывающегося между художником и зрителем. Холст работает как стена, отделяющая «дом искусства» от остального мира.

Тема первой петербургской биеннале ― «искусство на холсте и вне его». Классическая техника как ниша, в которой пребывает история, встречается с наступившим веком — веком после «конца искусства». Проекты, представленные на биеннале, призваны продемонстрировать не только преемственность традиций, но и радикальный разрыв, острый конфликт истории с современностью. Сквозная идея проектов — «жизнь вокруг холста». Жизнь во всех ее проявлениях, в том числе и тех, где место искусству еще не определено.

Основные мероприятия биеннале пройдут параллельно работе Первого Российского культурологического конгресса (25-29 августа 2006 года, Санкт-Петербург), который станет масштабным форумом, впервые собирающим теоретиков культуры из Российской федерации и всех регионов мира для обсуждения проблем развития гуманитарного знания в целом и состояния культурологии как метанауки в частности.

Результатом реализации экспериментального проекта исследования современной художественной среды «1-я петербургская биеннале современного искусства «2006» должна стать концептуальная модель функционирования кураторской активности в рамках современной художественной жизни Петербурга.

Основные события биеннале будут освещаться силами городских, региональных и зарубежных средств массовой информации.

Для участия в программах Биеннале необходимо заполнить заявку на участие и прислать ее по электронной почте не позднее 30 апреля 2006 г. Финансовая поддержка в реализации проектов не предоставляется.

Электронный адрес биеннале - spbbiennale@mail.ru
Почтовый адрес:
СПб отделение РИК, 199034 Санкт-Петербург,
Университетская наб. 5.
Тел. + 79219216590
Факс: (812) 7569527

ОРГАНИЗАТОРЫ БИЕНННАЛЕ:

Cанкт-Петербургское отделение Российского Института Культурологии при участии:
Кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога,
Философско-культурологического исследовательского центра "Эйдос",
Международной ассоциации "Русская культура"
Соорганизаторы: Открытая Студия Юрия Потапова и Олега Николаенко.




VI Международный Фестиваль Монотипии - Москва, Хельсинки, Санкт-Петербург



AModern.ru - современное искусство
Собрание сочинений, выставки, музеи, фестивали, праздники
При цитировании материалов ресурса ссылка на сайт обязательна.
Copyright 2006-2024, info@amodern.ru