AModern.RU - современное искусство, собрание сочинений ART-Gid - фотовыставки и галереи, музеи и кино, события и неформат 
в Петербурге. 


Выставка УИСТЛЕР И РОССИЯ

16.01.2007
 


В рамках юбилейной программы «Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею» открывается международный проект «Уистлер и Россия», организованный Третьяковской галереей совместно с Британским Советом. Он представляет творчество одного из самых ярких представителей движения европейского эстетизма второй половины XIX века Джеймса Уистлера (Whistler) (1834-1903) и открывает для широкой публики новую тему в истории русско-европейских и русско-американских художественных связей.

На выставке представлены живопись, графика, фотографии, архивные материалы из более чем 20 музеев и частных собраний. Это работы Уистлера из Великобритании (Галерея Тейт, Британский музей, Художественный институт Курто, Лондон; Художественная галерея Хантериан и Библиотека университета Глазго, Художественное собрание Городского Совета Глазго; собрание лорда Коудрея и другие), а также США (Национальная галерея, Галерея Филипс, Вашингтон; Музей Метрополитен, Публичная библиотека, Нью-Йорк; Филадельфийский музей искусства и другие).

Демонстрируются несколько малоизвестных живописных этюдов Уистлера, некогда приобретенных С. И. Щукиным, а ныне хранящихся в Эрмитаже и ГМИИ им.А.С.Пушкина; впервые — гравюры «Французской серии», также из ГМИИ им.А.С.Пушкина. Произведения из Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и региональных художественных музеев составляют русскую часть выставки.

Джеймс Эббот МакНилл Уистлер родился в Лоуэлле (штат Массачусетс, США), жил между Парижем и Лондоном, путешествовал. Однако имеется малоизвестный, но существенный факт его биографии, который подсказал идею проекта. В отрочестве Уистлер провел шесть лет в Санкт-Петербурге, куда его отец, военный инженер, был приглашен Николаем I для строительства знаменитой железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой.

Пребывание в России (1843-1848) подарило юному Джеймсу Уистлеру первые художественные опыты и яркие зрительные впечатления. Здесь Уистлер брал уроки рисования у А.Корицкого, ученика К. Брюллова. Позже в порядке исключения мальчик был зачислен в «головной» класс Петербургской Академии художеств, став самым младшим учеником. Из воспоминаний матери известно о ярких впечатлениях сына от посещения Эрмитажа, Царского Села, художественных выставок в Санкт-Петербурге, в том числе от произведений К. Брюллова и И.Айвазовского.

В 14 лет Джеймс покинул Россию. Однако, когда на судебном процессе, возбужденном Уистлером против писателя и художественного критика Джона Рескина, его спросили, где он родился, живописец назвал Петербург. В России родилось его желание стать художником.

Окончательное решение профессионально заниматься изобразительным искусством Уистлер принял вскоре после отчисления из военно-инженерной Академии в Вест-Пойнте (США). Точные науки и строгая дисциплина ему пришлись не по душе, но в рисовании он был лучшим. В 1855 юноша поехал в Париж и решил посещать не консервативную Академию, а студию Ш. Глейра, где позднее учились Ренуар и Моне. В Лувре молодой художник писал копии, изучал полотна Веласкеса.

В это же время он испытал сильное увлечение японской гравюрой и Востоком в целом. Многие ранние работы художника вдохновлены реализмом Г. Курбе. В 1859 Уистлер обосновался в Лондоне. В 60-е годы он старался избавиться от влияния Курбе, экспериментиро-вал в направлении, близком прерафаэлитам. В 1866 Уистлер отправился на корабле в Чили, где вел журнал морских и военных действий в Вальпараисо. Здесь он написал первый «ноктюрн» — вид из окна отеля на морскую гавань во время заката. Поездка в Южную Америку обострила у художника ощущение цвета.

Мастер прокладывал собственный путь через реализм, зачатки импрессионизма ранних 60-х к интуитивному варианту символизма 90-х. Он обрел свою тему и индивидуальный художественный язык, основанный на музыкальности линейных ритмов и тональных созвучий, гармонии цвета. Сюжет перестал иметь большое значение для произведений Уистлера. Название работ он облекал в форму музыкального или отвлеченного понятия. В пейзажах художник достигал впечатления зыбкой подвижности, «дыхания» атмосферы.

Характерной чертой его портретов стала лаконичная обобщенность композиции. С конца 60-х в качестве подписи работ Уистлер ставил характерную монограмму, бабочку, как символ собственного образа — художника, исповедующего «чистое искусство», «искусство для искусства».

На протяжении всей творческой жизни этот яркий художник и человек был успешен и популярен: его произведения выставлялись на лучших европейских площадках, получали заслуженные награды, находили покупателя и заказчика; он был избран членом и главой нескольких авторитетных художественных институций. Однако не всегда современники принимали смелые формальные эксперименты Уистлера.

Известен нашумевший в свое время конфликт и судебная тяжба Уистлера с Рескиным, охарактеризовавшим «Ноктюрн в черном и золотом: падающая ракета» (1875, Институт искусств, Детройт) как «банку краски, выплеснутую в лицо зрителю». Художественная деятельность Уистлера с такой полнотой впервые показывается отечественной публике, поэтому значительная часть его произведений выделена в самостоятельную часть экспозиции.

Это позволяет зрителям составить целостное представление о творчестве мастера. К периоду расцвета относится один из главных шедевров выставки «Гармония в сером и зеленом: мисс Сисeли Александер» (1872-1873, Галерея Тейт, Лондон).

За созданием этого образа стоит титанический труд — художнику потребовалось 70 сеансов с моделью, чтобы добиться решения поставленной задачи. Такие работы, как представленная на выставке «Аранжировка в сером и черном, № 2. Портрет Томаса Карлайла» (1872-1873, Художественное собрание Городского Совета Глазго), исследователи называют переводом Веласкеса на язык XIX века и одновременно предвосхищением геометрической абстракции века XX. 

В разделе экспозиции «Семья Уистлеров в России» демонстрируются виды Петербурга и его окрестностей, где бывала семья Уистлера, а также мемориальные экспонаты. Здесь представлены и произведения, аналогичные тем, которые оказали на юношу эмоциональное воздействие — пейзажи М. Воробьева, марины И. Айвазовского, работы художников, экспонировавшиеся на академической выставке 1846 года, которую он посещал.

Искусство Уистлера оказало влияние на русских мастеров рубежа XIX-XX веков. С. Дягилев привозил его работы на выставки в Петербург. Наибольшее увлечение Уистлером переживали члены объединения «Мир искусства», работы которых (А.Бенуа, К. Сомова и др.) включены в раздел экспозиции «Уистлер и русские художники». В этом же разделе можно увидеть полотна И. Репина, входившего в состав жюри Всемирной выставки в Париже 1900 года, подтвердившей международное признание Уистлера.

Высшие награды, Гран-при, были вручены В. Серову, К. Коровину и Уистлеру. Небольшой раздел выставки «Притяжение Востока» отражает восприятие восточного искусства художниками рубежа веков (В.Борисов-Мусатов, А. Рябушкин и др.). У Уистлера увлечение Востоком приобрело завершенность эстетической концепции и получило рафинированное выражение. Часть экспозиции, посвященная графике, демонстрирует офорты ранней «Французской серии» Уистлера, в которой чувствуется «дыхание Рембрандта», изображения Венеции, полные воздуха и пространства, благородно выразительные виды Темзы, живые жанровые наброски и элегантные декоративные работы.

Экспонируется большое число графических произведений единственной русской ученицы Уистлера — А. Остроумовой-Лебедевой. В 1898 году она приехала в Париж в Академию Кармен учиться у Уистлера живописи, однако сумела оценить и перенять редкое мастерство своего наставника как великолепного мастера графических техник.

Шоумен, полемист и литератор, яркая, эксцентричная фигура художественной жизни, реформатор искусства оформления книги, интерьеров и выставочного дизайна — таким был Уистлер. Выставки его произведений, организуемые им с начала 1880-х годов, стали революцией. Уистлер составлял сценарии открытия, придумывал одежду смотрителей, способы привлечения внимания прессы и т.п. Он первым отказался от шпалерного принципа повески работ и красил стены соответственно тональности экспонируемых работ. В экспозицию включена условная реконструкция знаменитой «Павлиньей комнаты» (1876-1877), созданной Уистлером по заказу промышленника Лейланда, — одного из первых примеров синтетического подхода к художественному оформлению частного дома. Эта работа сопоставлена с проектом русского мецената князя С. Щербатова «Современное искусство», где в создании серий интерьеров и оформлении экспозиций произведений высокого искусства участвовали известные художники.

Автор идеи и куратор проекта со стороны Третьяковской галереи — кандидат искусствоведения Г. Андреева. Куратор с британской стороны — профессор М. МакДональд, руководитель проекта по изучению офортов Уистлера, университет Глазго (Шотландия). К выставке издан альбом-каталог на русском и английском языках.

Выставка представлена в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, Лаврушинский переулок, 12.

Проект осуществлен при поддержке Благотворительной организации Алишера Усманова «Искусство и спорт».




VI Международный Фестиваль Монотипии - Москва, Хельсинки, Санкт-Петербург



AModern.ru - современное искусство
Собрание сочинений, выставки, музеи, фестивали, праздники
При цитировании материалов ресурса ссылка на сайт обязательна.
Copyright 2006-2021, info@amodern.ru
Rambler's Top100